Тема №1 Общая характеристика логистики и факторы ее развития

Вопрос 1. «Развитие логистики как науки и ее практическая реализация»

Логистика (от греч. “logistike”) – искусство вычислять, рассуждать.

История возникновения и развития логистики уходит в далекое прошлое. В период Римской Империи существовали служители, которые носили титул «логисты» или «логистики» - они занимались распределением продуктов питания.

По мнению ряда западных ученных логистика выросла в науку благодаря военному делу. Так французский специалист начала IX в. Антуан Жомини утверждал, что логистика включает такой широкий круг вопросов как планирование, управление, снабжение, определение места дислокации войск, а так же строительство мостов, дорог и т.д.

Существует так же математическое направление логистики. Так в 1904 г. На философской конференции в Женеве термин «логистика» был закреплен за математической логикой.

Под воздействием различных факторов логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально логистика сформировалась как теория управления товарно-материальными ценностями в сфере обращения, а затем и производства.

Логистика развивалась и в России. Еще в начале XX в. петербургские профессора путей сообщения издали труд который назывался «Транспортная логистика» - на его основе были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда компаний русской армии в ходе I Мировой Войны.

В 60-е гг. XX в. Начинает развиваться экономическое направление логистики.

В конце 70-х гг. в Ленинграде была разработана логическая технология взаимодействия различных видов транспорта в рамках транспортного узла. Концепции отечественных ученных изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития Единой Европейской Транспортной Системы Стран ЕС.

Вопрос 2. «Логистика в экономике»

В экономике под логистикой понимается практическая деятельность связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных потоков (сырье, товары, полуфабрикаты) и сопутствующих потоков (информационный и финансовый) от источника сырья до конечного потребителя.

Проследим движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Для этого рассмотрим схему перемещения сырья, а затем и товара, от добывающего предприятия через его переработку, сеть оптовых баз и магазинов до конечного потребителя (см. рисунок ниже).

Для управления движением материального потока необходимо прежде всего рассмотреть различные способы воздействия на материальный поток.



1) Выбор транспортного средства для перевозки товаров.

2) Выбор оптимального маршрута перевозки сырья от добывающего предприятие на перерабатывающее, а оттуда в оптовый склад и магазины.

3) Определение оптимального уровня запасов на складе сырья и готовой продукции.

4) Выбор количества и территориальное расположение оптовых баз.

5) Определение оптимального размера расфасовки готовой продукции и др.

Основной целью оптимального управления движения материального потока является повышение конкурентоспособности предприятия за счет:

1) Снижение расходов на продвижение грузов

2) Оптимизация запасов на всем пути следования

3) Сокращение времени прохождения товара от первичного источника к потребителю

4) Повышение качества сервисного обслуживания потребителей

Вопрос 3. «Факторы, определившие развитие логистики как экономической науки»

Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых можно выделить две основные:

1) Достижение предела эффективности производства – до начала 60-х гг. XX в. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители не придавали особого значения созданию специальной системы позволяющей оптимизировать управление материальными потоками. Такое невнимание к этой важной сфере материального производства объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования непосредственно производства.

Однако к началу 60-х гг. резервы повышения этого потенциала были практически исчерпаны, что вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять внимание не самому товару, а качеству его поставки. Денежные средства вложенные в сферу распределения стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее чем те же средства вложенные в средства производства. В логически организованных в материалопроводящих цепях с/с товара доставляемая конечному потребителю оказалась ниже с/с того же товара, прошедшего по традиционному пути.

2) Энергетический кризис 70-х гг. – повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок, причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников логического процесса.



Заключение: применение логистики стало возможно благодаря внедрению компьютерных технологий которые позволяли следить за материальными потоками и управлять ими на всех этапах перемещения.

Вопрос 4. «Этапы развития логистики как экономической дисциплины»

В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики:

1) 60-е гг. – характеризуются использованием логистики для управления материальными потоками в сфере обращения

Для этого периода возможно понимание двух ключевых положений:

А) Отдельные материалопотоки при хранении, перегрузке с одного вида транспорта на другой, транспортировке, могут быть увязаны единой системой управления.

Б) Такая интеграция может дать существенный экономический эффект.

На первом этапе развития логистики транспорт, перегрузочный терминал, слад, стали работать по единому графику, по единой технологии, на единый экономический результат. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта, в свою очередь характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта и т д. Примером такой интеграции является развитие транспортно технологических систем. На морском транспорте это связано с появлением специализированных судов (контейнеровозов, лесовозов, пакетовозов; специализированных перегрузочных комплексов, складского оборудования).

2) 80-е гг. – в этот период логистика распространилась так же и на производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 80-е гг. характеризуются:

· Централизацией физического распределения

· Долгосрочным планирование в области логистики

· Резких сокращением запасов в материалопроводящих цепях

· Четким определением издержек распределением

· Определением и осуществлением мер по уменьшению стоимости продвижения товаров

Применение логистики в производстве позволило сократить запасы, повысило качество обслуживания за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

3) Реализуется в настоящее время и характеризуется полной интеграцией всех элементов логического материального потока.

Важным фактором позволившим объединить все этапы прохождения материального потока от сырья до готовой продукции и далее, является развитие коммуникационных технологий на основе глобальных компьютерных систем. В настоящее время развивается область занятая оказанием услуг в сфере логистики.

Тема 2«Основные понятия и термины логистики»

Вопрос 5: «Материальный поток, его измерители»

Основной объект исследования, управления и оптимизация процесса логистики – материальный поток.

Материальный поток – грузы, товары, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных операций и отнесенные к временному интервалу.

Операции – разгрузка, перевозка, сортировка, укладка на хранение и т.д.

Размерность материального потока – дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (шт., т), а в знаменателе единица измерения времени (сут., мес., год)

Качественный состав потока меняется по мере продвижения по цепи. В начале между источником сырья и I перерабатывающим предприятием перемещаются как правило массовые однородные грузы:

- Сырая нефть;

- Железная руда;

- Уголь;

- Зерно и др.

В конце цепи материальный поток предоставлен товарами, готовыми к потреблению: бензин, сахар, мука и др.

Между отдельными производствами, цехами перемещаются различные детали, заготовки полуфабрикаты.

Для того чтобы управлять материальным потоком, необходимо знать его характеристики и размеры.

Измерители материального потока:

- Масса груза или количество мест, объем, род груза;

- Расстояние транспортировки (км, мили)

- Направление движения (место отправления и место назначения)

- Партионность – масса или количество мест груза, подлежащих отправке за один раз, на одном транспортном средстве, в одном направлении (например, материальный поток при перевозке на данном морском судне при работе между определенными пунктами = 60 тыс. т/год);

- Время движения и время стоянки в пунктах перевалки или запасы на производстве.

Вопрос 6: «Макро- и микрологистика. Логистическая цепь и логистические издержки»

Логистика так же как и экономика подразделяется на макро и микро уровни.

Макрологистика - решает вопросы управления материальными потоками, принадлежащими нескольким промышленным, торговым, транспортным предприятиям расположенным в разных районах или странах.

Микрологистика – затрагивает локальные вопросы в рамках одного предприятия.

Важным понятием логистики является понятие «логистическая цепь» - последовательность этапов прохождения материального потока от источника сырья до потребления готовой продукции.

Логистическая цепь состоит из звеньев. Основные звенья логистической цепи включают:

- Поставку сырья, материалов, полуфабрикатов;

- Хранения сырья и продукции;

- Производство товаров;

- Отправку товаров со склада готовой продукции потребителю и др.

Каждой операции по продвижению материального потока соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные звенья логистической цепи – предприятия. Т.к. эти издержки относят к сфере логистики, их называют логистические издержки. К ним относятся:

- Отгрузо/разгрузочные операции;

- Перевозка и экспедирование грузов;

- Хранение груза;

- Сбор, хранение и передача информации о грузе;

- Расчеты с поставщиками и покупателями;

- Страхование грузов;

- Таможенное оформление грузов и т.д.

Размеры логистических издержек зависят от сферы деятельности:

- В промышленности 10-15% суммарных затрат на производство и реализацию продукции;

- В торговле 25% и выше.

Вопрос 7: «Классификация материальных потоков»

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций. При этом ключевую роль в управлении ими играют следующие предприятия и организации:

1. Транспортные предприятия и экспедиторские компании;

2. Предприятия оптовой торговли;

3. Посреднические организации;

4. Предприятия-изготовители (включая склады сырья и готовой продукции, на которых выполняются разнообразные логистические операции).

Материальные потоки можно классифицировать по нескольким признакам:

I. По отношению к логистической системе:

- Внешний;

- Внутренний;

- Входной;

- Выходной.

Внешний – протекает во внешней для предприятия среде. При этом имеются в виду не все потоки, а лишь те, которые имеют к данной организации какое-либо отношение. Например, внешним будет поток сырья для перерабатывающего предприятия, пока он не доставлен на его склад. При поступлении на склад и движении в рамках предприятия этот поток будет являться внутренним для данного предприятия. При входе на предприятие он будет называться входящим, а после переработки и поставки со склада готовой продукции – выходящим.

II. Количественный признак:

- Массовые;

- Крупные;

- Средние;

- Мелкие.

Массовый поток - при его транспортировке несколькими транспортными средствами (ж/д состав, несколько десятков автомобилей)

Крупные потоки – несколько вагонов, машин.

Средние потоки – одиночные вагоны, автомобили.

Мелкие потоки – количество груза недостаточное для загрузки одного транспортного средства.

III. По удельному весу:

- Тяжеловесные (металлы, руда и т.д.);

- Легковесные (леса, табак и др.).

IV. По консистенции грузов:

- Потоки навалочных грузов;

- Потоки наливных грузов;

- Потоки генеральных грузов.

Навалочные – перевозятся без тары (лес, зерно, уголь и др.)

Наливные – нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, вино и др.

Генеральные – в таре, контейнерах, ящиках. К ним относятся так же металлы и техника.

Вопрос 8: «Методы прогнозирования объема материального потока»

Часто бывает необходимо определить объем материального потока в предстоящем периоде для принятия решения о расширении или сворачивании деятельности, прогнозировании доходов/расходов предприятия.

Наиболее простым и распространенным является метод экстраполяции объема материального потока.

Допустим известен объем потока товаров, проходящих через склад оптовой торговли за несколько последних лет. На основании этих данных можно определить развитие грузопотока на краткосрочный период.

Различают несколько методов экстраполяции. Два их них:

1. По среднему уровню ряда динамики.

2. По среднему темпу роста ряда.

Известны данные об объеме поставки с оптового склада кафельной и потолочной плитки за восемь месяцев, определить площадь (S) кафельной и потолочной плитки, которую необходимо заказать на следующий месяц. Данные смотри в таблице.

Месяцы Кафель, м^2 Потолок, м^2

Динамический ряд продажи кафеля не имеет достаточно выраженной тенденции изменения, его уровни колеблются около средней величины. Поэтому прогноз будет равен этой средней величине. Данный метод является экстраполяцией по среднему уровню ряда динамики.

Yk= (2320+2370+2400+2340+2320+2350+2370+2360)/8=2353,75 м^2

Динамический ряд продажи потолочной плитки имеет устойчивую тенденцию к повышению, поэтому его экстраполяцию можно определить по среднему темпу изменения:

Yn+1=Yn*K (1)

Где Yn+1 – прогнозный объем материалопотока, Yn – обьем материалопотока за последний период, К – средний темп изменения объема материалопотока.

К=n-1√Yn/Yo (2)

Yo – начальный объем материалопотока

n- число периодов.

Для потолочной плитки К=1.033. Поэтому S потолочной плитки, которую нужно заказать в следующем месяце равна:

Y=Y8*1,033=1510*1,033=1560 м^2

После определения прогнозных значений необходимо рассчитать возможную ошибку прогноза:

µ=±t√ D/n (3)

где D – дисперсия объема материального потока:

D=∑(Yn – Yвыравн)²/n (4)

t – коэффициент, который для данного случая равен двум.

Для кафеля возможная ошибка прогноза равна ±51, т.е. до­верительный интервал составляет 2353,75±51, а для потолоч­ной плитки доверительный интервал составил 1560±77.

Таким образом, с помощью рассмотренных выше методов можно определить объем материалопотока в следующем пери­оде. Данные методы являются самыми простыми. Точность их недостаточно высока, но их можно использовать для прогнози­рования в краткосрочном периоде. Более сложным является создание экономико-математических моделей, с помощью кото­рых на основе статистических данных анализируются факторы, влияющие на изменение объема материалопотока.

Вопрос 9: «Понятие логистической системы»

Прежде чем дать определение «логистическая система», рассмотрим общенаучное понятие системы.

Система – взаимосвязанная организованная совокупность элементов, которая обладает качествами, не свойственным отдельным составляющим его элементам.

Из этого определения следует, что некоторая совокупность объектов будет представлять собой систему лишь при наличии следующих свойств:

1. Целостность и делимость: система состоит из элементов, выступающих как единое целое, но в то же время ее можно разделить на подсистемы и отдельные элементы.

2. Наличие связей между элементами.

3. Организованность. Система должна быть определенным образом структурирована.

4. Интегративные качества. Наличие у системы таких качеств, которые не свойственны ни одному из ее элементов.

Для представления объекта как системы используют системный подход. При этом различают внутреннюю и внешнюю среды системы, а так же вход и выход.

Если имеют место материальные потоки, то всегда имеется какая-то товаропроводящая (логистическая) система.

Признаки и свойства:

А) Элементы логистической системы:

- Транспортные предприятия;

- Склады;

- Предприятия оптовой и розничной торговли;

- Перегрузочная и перевозочная техника и др.

Причем элементы логистической системы можно рассмотреть на макро и микроуровне.

Б) Квалифицированный персонал, обеспечивающий связи между отдельными элементами.

На макроуровне основу связи составляет договор, а на микроуровне элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

В) Связи между элементами более или менее упорядочены.

Г) Качества которыми не обладает ни один элемент в отдельности: способность поставить товар в нужное время и место необходимого качества и с минимальными затратами. Способность адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней среды.

Вопрос 10: «Виды логистических систем»

Логистические системы делятся на макро и микро логистические.

Макрологистические системы формируются на уровне государства (межгосударсвтвенные связи).

Микрологистические системы создаются на уровне предприятий (организаций) и являются подсистемами макрологистических систем.

При этом критерии оптимизации у макро и микрологистических систем различны: для предприятия в качестве критериев организации его функционирования в рыночной среде используются:

- Минимум издержек;

- Максимум продаж;

- Завоевание максимальной доли рынка и другое.

В макрологистических системах критериями оптимизации зачатую является:

- Экологические цели;

- Социальные цели;

- Военные цели.

Хотя критерий минимум издержек используется.

В зависимости от посредников (их наличия) в системе продвижения товаров различаются:

1. Система с прямыми связями: материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю минуя посредников. В настоящее время встречается редко.

2. Эшелонированная система: имеет хотя бы одного посредника.

3. Гибкие логистические системы: движение материального потока от производителя к потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредника.


0387644203219483.html
0387691762227549.html
    PR.RU™