Стратегии игровых переживаний

Предыдущая123456789101112Следующая

Фазы развития игровой ситуации «Человек играющий» «Коммуникативные опоры» игрового движения Условия эмоциональной привлекательности игрового движения
А. Информационно-коммуникативная фаза «Защитный фасад» поведения «человека играющего»: страх социальной изоляции, что сдерживает спонтанность, инициативность; барьер, связанный с пониженной самооценкой, сомнением в своих способностях, недооценкой своих возможностей; барьер, обусловленный отсутствием игрового опыта Вербальный код: программа речевого воздействия; Ритмический код: использование функциональной музыки (темпо-ритмические и эмоционально-образные характеристики); Семиотический код: игровое маскирование; Ролевое позиционирование: освоение норм и правил действий конкретной игровой роли Оценочная функция игрового сообщества; Нарушение однообразия эмоционального опыта.
Б. Формирующе-коммуникативная фаза Соответствующая перестройка эмоционально-волевых характеристик личности: «испытывает доверие» к себе, приобретает уверенность в своих силах, формирование мотивации «на достижение» Вербальный код: программа речевого воздействия; Ритмический код: использование функциональной музыки (темпо-ритмические и эмоционально-образные характеристики); Ролевое позиционирование: приемы распределения игровых ролей, выработка личностной концепции действий, адекватное использование социальной символики Состояние «надежда на успех» и «боязнь неудачи»
В. Творчески-инициативная фаза Непосредственность в восприятии и самовыражении, самозабвенность поведения «человека играющего», усиление личностного начала, состояние вдохновения, увлеченность, полная погруженность в настоящее игрового движения, концентрация на развивающихся игровых отношениях, живет моментом игры, игровые переживания переходят в подъём чувств, эмоционально-ценностное отношение к себе Вербальный код: программа речевого воздействия; Ритмический код: использование функциональной музыки (темпо-ритмические и эмоционально-образные характеристики); Ролевое позиционирование: оформление личностной концепции в конкретную программу коммуникативно-игровых действий Новизна и инициативность «человека играющего»; Комплементарность игрового ритма и состязательный характер игровых взаимодействий; Ситуативность и вариативность игрового ритма

личности.Через понимание общего смысла игрового движения включение в действие другого объединяет участников и заставляет действовать «человека играющего» согласованно (конвенционально) в пространстве игрового сообщества, на основе взаимного интереса, адекватной взаимной оценки и игровых переживаний, соответствующих ожиданий (согласно логике ролевого поведения) участников друг от друга. Именно в этом случае обеспечивается социальное ориентирование и становление социального чувства «человека играющего».



В социально-педагогической практике игровые интеракции приводят к формированию игровых сообществ:

v во-первых, если они ориентированы на соответствующие смысловые (в том числе и ценностные) ориентации участников игрового движения;

v во-вторых, если они определяются конвенциональными действиями участников игрового движения, которые основаны на адекватных игровых переживаниях и установлениях (правила игры, этика игры, ролевые стратегии);

v в-третьих, если игровые интеракции обособлены, выделены из будничного потока, то есть соотнесены с пространственно-временной структурой игровой культуры.

Устойчивость же игровых сообществ будет определяться возможностью повторения соответствующих игровых интеракций.

Понимание специфики движения в игровом сообществе как процесса установления взаимоотношений участников игрового движения приводит нас к необходимости определения методологических принципов проектирования игровых сообществ в педагогике игры: они не являются изолированными друг от друга, главное условие проектирования игровых сообществ – сочетаемость, взаимообусловленность, взаимозависимость и взаимосвязанность этих принципов. Принципы проектирования игровых сообществ складываются из соответствующих постоянных величин игровой деятельности, а также этических императивов игровой культуры (таблица 5).

На наш взгляд, именно в этом случае проектирование игровых форм социально-педагогической практики и будет ориентировано на решение задач как социального творчества «человека играющего», так развития и творческого самовоплощения личности в целом, когда этическое и нравственное содержание игровой культуры проникает в систему взаимоотношений в игровом сообществе.

Таблица 5.


0389327082055663.html
0389360072533588.html
    PR.RU™