СМИ в условиях холодной войны 4 страница

Как показывала действительность, лучше всего приспособили, к реалиям телевизионной эры специализированная печатная журналистика. И это вполне закономерно. На смену "омассовления" периодической печати, в условиях новейшей технологической революции в сфере СМИ, бурной экспансии телевидения и сопутствовавшего ей кризиса массовых газетных, а потом и журнальных периодических изданий общего, смешанного типа пришла новая тенденция, получившая название "распад масс" — распад единой массовой аудитории на множество "законных" узких, специальных читательских адресатов и интересов, что выразилось в стремительном развитии специализированной журнальной периодики (в меньшей степени газетной). В США, как и вообще на Западе, к специализированной журналистике нередко относят не только собственно специализированную печать (научно-техническую, отраслевую, военную, сельскохозяйственную, религиозную и т.п.), но и издания бульварно-развлекательного характера, скажем, адресованные отдельно мужскому или женскому читателю, среди которых следует назвать журнал для мужчин "Плейбой" ("Повеса") и последовавшие за ним типологически родственные издания ("Пентхауз" — "Квартира-люкс на крыше небоскреба", "Вива" — "Да здравствует", "Гэллэри" — "Галерея", "Генезис" — "Происхождение" и др.).

Практическая журналистика США в 1950—1970-х гг. изменялась не только количественно, но и качественно. Возник целый ряд новых направлений работы журналистов и стали переживать вторую жизнь наличествующие направления:

— новый журнализм, важнейшая цель которого — обогащение арсенала выразительных и изобразительных средств журналистики богатством приемов художественной литературы и тем самым повышение ее общественной роли;

- прецизионная журналистика, призывающая не беллетризировать СМИ, а насытить их научным содержанием, которое только и может объективно отражать действительность;

— народная, или общественная, журналистика ("Шарлоттский проект"), которая стремилась "отдать демократию в руки народа" и использовала новые формы работы с аудиторией;

— расследовательская и исследовательская журналистика;

— потребительская журналистика и др.

Если говорить не только о печатных СМИ, но и об электронных, следует подчеркнуть, что Вторая мировая война стимулировала общее развитие средств массовой информации США. Подлинную революцию в системе СМИ совершило телевидение.

Первая передача из Вашингтона в Филадельфию (портрет президента Гардинга) осуществлена в 1921 г., а первое живое изображение передано по радиоволнам уже через четыре года. Экспериментальные телевизионные станции появились в 1931 г. В 1939 г. начались массовое производство телевизионных приемников с 9-дюймовым экраном. В том же году несколько сотен постоянных владельцев телевизионных аппаратов, проживавших в Нью-Йорке и его пригородах, смотрели по телевидению открытие Всемирной выставки. Примечательно, что еще в 1941 г. входящая в Национальную радиовещательную корпорацию Нью-Йоркская телевизионная станция включила в свой эфир первую торговую рекламу.



Второй старт американского телевидения относится к 1945 г. Через год во всей Америке будет продано 6400 телевизоров, а в 1948 г. в Соединенных Штатах уже был миллион телевизоров и 60 работающих телестанций. Еще через год их количество удвоилось, а в 1950 г. превысило 6 млн штук. К этому времени в 64 городах страны уже действовали 106 телевизионных станций, а в Федеральной комиссии по связи ожидали решения заявления 300 предпринимателей, просивших о предоставлении им лицензий па право открытия новых телевизионных предприятий.

Первой по времени создания вещательной компанией является Эн-би-си (Нэшнл бродкастинг компани — Национальная вещательная компания), созданная в 1926 г. как дочернее предприятие корпорации "Рэдио корпорейшн оф Америка" ("Американская радиокорпорация").

Си-би-эс (Коламбиа бродкастиш систем — Вещательная система Коламбиа) возникла в 1927 г. как радиовещательная компания. Си-би-эс, 80% доходов которой поступает от рекламы, принадлежат ряд киностудий, несколько популярных журналов; корпорация также участвует в эксплуатации природных ресурсов океанов, в добыче и переработке нефти и в производстве компьютерной техники.

Эй-би-си (Америкен бродкастиш компани — Американская вещательная компания) была основана в 1943 г., а окончательно утвердилась десятилетие спустя. Крупный успех пришел к Эй-би-си в 1955—1961 гг. благодаря включению в передачи компании фильмов Уолта Диснея и продукции голливудских киностудий. Эй-би-си первой в американском вещании стала показывать программы, открытые для участия рекламодателей, что привело к отказу от спонсорства. Регулярные передачи спортивных программ принесли компании дополнительный успех у зрителей.



В систему корпорации Эй-би-си входят: телевизионная сеть, пять телестанций, компания "Эй-би-си радио" с четырьмя сетями обслуживания и 14 радиостанциями, компания видеозаписи с сетью магазинов розничной торговли, киностудия и издательство, специализирующееся на публикации сельскохозяйственных журналов, 266 кинотеатров.

Как бы ни было оттеснено на второй план некоммерческое телевидение Америки частными, коммерческими сетями, их присутствие ощущается прежде всего благодаря созданной в 1969 г. Пи-би-эс ("Пабллик бродкастиш сервис" — "Служба общественного вещания"), в которую к середине 1980-х гг. входили 264 телестанции, во многом связанные с университетами. Основным ее назначением является образовательное вещание. Некоммерческое телевидение в США финансируется из государственного бюджета, а также за счет добровольных пожертвований от частных лиц и различных организаций.

Телевидение впервые стало играть роль важнейшей силы в американском политическом процессе в 1952 г., в ходе кампании по выборам президента США, в которой высший государственный пост страны оспаривали Д. Эйзенхауэр и Э. Стивенсон. Началась массовая выдача лицензий, произошел стремительный скачок, вызванный тем, что был проложен кабель, соединивший Восток и Запад США и позволивший Нью-Йорку и Лос-Анджелесу обмениваться телевизионными программами.

Согласно опросу журнала "Тайм" в 1969 г. абсолютное большинство американцев предпочитало телевизионные новости печатным. На тот случай, если бы существовал единственный источник информации, один американец из двух выбрал бы телевидение, предпочтя его и радио, и газетам. Столь мощная экспансия телевидения не могла не оказать и прямое, и косвенное влияние на периодическую печать, побудив ее к многосторонней адаптации к новым условиям.

"К середине 80-х годов структура телевизионной индустрии США претерпела существенные изменения. Они были обусловлены как причинами общими для всей американской экономики, так и рядом тенденций, проявившихся в пропагандистском бизнесе. Проводившаяся администрацией Рейгана политика дерегулирования имела своим следствием многочисленные слияния и поглощения, усиление концентрации во всех сферах деловой активности. Влияние этой мании слияния на телевизионную индустрию было огромным: буквально за два года она претерпела изменения в структуре собственности, равных которым она не знала предыдущие 30—40 лет. Слияние Эй-би-си с Кепитл ситиз, поглощение монополией Дженерал электрик Ар-си-эй (и принадлежавшей ей Эн-би-си), приход к власти в Си-би-эс Лоренса Тиша, который спас корпорацию от враждебного поглощения Тедом Тернером, но взамен стал ее крупнейшим акционером и президентом, — все эти события произошли буквально одно за другим, на глазах у всей страны. Резкая ломка устоявшихся форм собственности и управления в трех ведущих телесетях, которые десятилетиями были признанной элитой бизнеса и казались незыблемыми в изменчивом мире американских СМИ, не могла не приковать к себе внимание".

Важнейшим событием в американских СМИ явилось слияние в 1989 г. крупнейших корпораций массмедиа "Тайм инкорпорейтед" и "Уорнер коммьюникейшенс", в результате чего образовалась поистине гигантская империя масс-медиа, едва ли не крупнейшая в мире.

Журнал "Ю-Эс ньюс энд уорлд рипорт" ("Новости Соединенных Штатов и мировой рапорт") отмечал: "Сделка между "Тайм" и Уорнер — это лишь одна из волн недавних "мегасделок" в области средств массовой информации. В последние два года французская Ашетт совершила потрясающий налет на США. приобретя за 1.10 млн долл. "Трольер инкорнорейтед", издателя "Энциклопедиа Американа". "Ньюс корпорейшен" Руперта Мердока нашла 3 млрд долл., чтобы приобрести "Ти-Ви гайд" и родственные ему издания. Мердок высказал опасение, что этот процесс неизбежно ведет к уменьшению разнообразия мнений, ибо "несколько гигантских корпораций могут определять, что народ должен читать, слышать и видеть"".

Событием большого масштаба считают также слияние "Парамаунта" ("Главенствующего"), одной из последних студий независимого кино Голливуда, и международной компании видео — "Виаком интернешнл", крупнейшей корпорации кабельного телевидения, собственника музыкальной цепи "Эм-ти-ви" ("Мюзик телевижн" — "Музыкальное телевидение"), которая производит программы, распределяемые по подписке и продаваемые ТВ-сетям. Третьим союзником стал "Блокбастер интертейнмент" ("Супербоевик развлечение"),фирма номер один в США по производству видеокассет. Это привело к рождению второй мировой после "Тайм — Уорнер" группы мультимедиа. "Парамаунт" рекомендовал своим акционерам переместить акции в компании, специализирующейся на телешоппинге (телепокупка). А Самнер Редстоун, главный собственник, президент и генеральный директор "Виаком", истинный победитель этой эпопеи, самодовольно заявил: "Теперь мы сможем создать супердержаву мультимедиа".

Относительная стабильность количества ежедневных газет в США скрывала их возрастающую концентрацию, потому что создание мелких газет в провинциальных городах уравновешивало исчезновение более крупных газет в больших городах.

"991 г. был для печати США более благоприятным, чем предыдущий, который специалисты и издатели называли катастрофическим, имея в виду падение из-за экономического спада объема рекламы и доходов от нее, — отмечала Г. А. Голованова. — В 1992 г. спад продолжался, но все-таки наметились признаки оздоровления, улучшения ситуации". Об этом свидетельствовал рост рекламы и прибылей таких информационных корпораций, как "Ганнетт компани", "Найт-Риддер ньюспейперс", что объясняют, в частности, довольно низкими ценами на бумаг}'. Этот год также характеризовался продолжением процесса купли-продажи газетных изданий, их переходом из одних рук в другие. Однако спрос на газеты в целом сохранился на прежнем уровне, а многие из них даже повысили тиражность. Так, в 1992 г. печатались тиражом более 1 млн экз. лишь четыре газеты ("Уолл-стрит джорнел", "Ю-Эс-Эй тудей", "Нью-Йорк тайме" и "Лос-Анджелес тайме"), идущие с большим отрывом от остальных изданий этого типа.

Профессор Принстонского университета С. Бейкер одну из причин повсеместного охлаждения публики к печати видит именно в отсутствии в ней соревновательности, потому что в 90% американских городов издается лишь одна ежедневная газета. Наличие в стране "фальсифицированных медиа" он объяснил коммерциализацией газет, их всесторонней зависимостью от рекламных поступлений (70—80% общего дохода газет), имеющих целью исключить конкуренцию. "Находящиеся под давлением рекламы, газеты, — как считает он, — распространяют под предлогом объективности "послания для всех случаев", не имеющие ни цвета, ни запаха, но стремящиеся затронуть средние классы и состоятельную клиентуру, разыскиваемую рекламодателями".

Радикальные предложения Бейкера, в частности ввести особую "таксу" на рекламу, а полученные средства распределить по нуждающимся газетам и журналам, естественно, не встретили понимания и тем более поддержки в журналистских кругах, полагающих, что все издержки господствующего положения рекламы в американских СМИ представляют собой неизмеримо меньшее зло, чем финансовое субсидирование массмедиа правительством либо партиями, что неизбежно привело бы к установлению над ними прямого политического контроля, в корне несовместимого с их независимостью. По мнению многих экспертов и практиков, потери в тиражах и рекламе можно возместить, если не вообще избежать их, при условии выработки правильной стратегии обслуживания прежних читателей и привлечения новых — в частности молодежи, женщин и представителей национальных меньшинств.

Наряду с компанией "Тайм Уорнер" ведущие позиции в американской журнальной периодике занимает группа Херста, среди основных изданий которой журналы "Гудхаузкипши" ("Хорошее домоводство"), "Космополитен", "Эсквайр" и "Попьюлер микеникс" ("Популярная механика"), компания Самюэла Ньюхауза ("Хауз гарден" — "Дом и сад", "Мадемуазель" и др.), "Мередит паблишинг корпорейшен" (9 журналов, в числе которых "Ледиз хоум джорнел" — "Журнал домохозяйки и др.). Макгроу — Хилл (еженедельник "Бизнес уик" — "Деловая неделя", перешедший впоследствии во владение М. Блумберга) и полсотни изданий, посвященных торговле; наконец, компания "Си-би-эс" (20 журналов, включая "Вименс дей" — "День женщин").

На особом месте, занимая одним им принадлежащую нишу в системе американских массмедиа, находятся иллюстрированные журналы литературы и общественного мнения, флагманами которых являются "Сатердей ревью" ("Субботнее обозрение"), "Атлантикмансли" ("Атлантический ежемесячник"), "Эсквайр" и "Ньюйоркер". Существуют еще в большей степени политические, как правило, иллюстрированные журналы, в которых политика — главная тема, но каждый из них не принадлежит ни к какой политической партии или, по крайней мере, не признается в этом открыто: "Америкен меркьюри" ("Американский вестник"), "Америкен опинион" ("Американское мнение"), "Нью лидер" ("Новый лидер"), "Нешнпревью" ("Национальное обозрение"), "Рипортер" ("Репортер"), "Гардиан" ("Страж") и др.

Если многие из этих изданий являются органами консерватизма и правого радикализма, то на левом фланге выпускается также немало журналов, но внешнему виду больше напоминающих бюллетени и рассчитанных на узкий круг своих сторонников. Речь идет об изданиях, открыто провозглашающих себя официальными органами тех или иных леворадикальных организаций.

Наряду с другими важными событиями в сфере американской журналистики за последние годы не осталось незамеченным общественностью прекращение с июня 1992 г. издания журнала "Проблемз оф коммьюнизм" ("Проблемы коммунизма"), являвшегося основным печатным органом истории, теории и практики антикоммунизма. Как отмечала "Нью-Йорк тайме", журнал "пал жертвой развития демократического процесса в мире. Вместе с тем Информационное агентство правительства США, издававшее этот журнал, заявило о своем намерении публиковать новое издание подобного толка, поскольку, по его мнению, хотя коммунизм ушел в прошлое в большинстве стран мира, интерес к нем}' не угасает, и оно будет знакомить читателей с историей коммунистического движения".

Это событие стало возможным лишь благодаря переменам, произошедшим на мировой арене, прежде всего в СССР и странах Центральной и Восточной Европы.

Отражая современное состояние мира, средства массовой информации одновременно играют весьма важную роль в достижении геополитических целей. Весьма показательным в этом отношении является так называемый Анненбергский проект, осуществлявшийся департаментом изучения политических коммуникаций Северо-Западного университета США. Формально проект направлен на обеспечение нейтрального форума, открытого для изложения разнообразных мнений по оценке воздействия технологий коммуникаций на политику. Была и другая цель: служить связующим мостом между политмейкерами, представителями промышленного капитала, исследовательскими академическими кругами, прессой и публикой. Один из руководителей Анненбергской Вашингтонской программы по изучению политических коммуникаций Элвин А. Снайдер открыто заявлял о взаимодействии вашингтонской администрации со средствами массовой информации: "С американской стороны цели публичной дипломатии в холодной войне скрупулезно излагались в течение многих лет Белым домом и конгрессом так, чтобы специалисты по информации знали, что от них ожидают... Конгресс должен пересмотреть свой взгляд на публичную дипломатию в сегодняшнем мире, возможно, имеющим право на инициативу "Завоевание мира: американское информационное наступление"".

Его поддерживает Ньютон X. Миноу, директор Аниенбергской вашингтонской программы: "Конец холодной войны поднял новые вопросы относительно американских международных отношений. Достаточно взглянуть на карту, висящую на стене начальной школы, чтобы увидеть, как драматично изменился мир, начиная с взрыва Советской империи несколько коротких лет назад. Появилось много новых наций. Старые враги, ранее стремившиеся уничтожить друг друга, стремятся теперь находить способы сотрудничества. Они работают над внедрением рыночной экономики, используют преимущества свободы и ценности демократии. Спутниковое телевидение, волоконная оптика, компьютеры и видеозаписи переместили публичную дипломатию на новую стадию.

Инструментами информации Америки в годы холодной войны, сыгравшими ключевую роль в развале коммунизма, были "Голос Америки", радио "Свободная Европа" и телевидение "Уорлднет", передававшие наши сообщения правды и призывы к свободе и к миру, срывая усилия тоталитарных режимов, стремящихся управлять информацией. Но с открытием прежде закрытых обществ появляются новые вызовы и возможности. Белый дом, конгресс и федеральные агентства ищут способы изменить публичную дипломатию...

Какова перспектива для правительства в области радиовещания во все более и более загроможденном коммерческом международном рынке средств информации? Как могут новые инструменты публичной дипломатии влиять на руководство демократическими революциями? Имеются ли совместные возможности для американского правительственного радиовещания и американского общественного телевидения?.."

Под демократическими революциямив данном случае понимается не антифеодальное движение национальной буржуазии в той или иной стране и даже не национально-освободительное движение, а насаждение американских ценностей. Таким образом, средства массовой информации выступают орудием для достижения конкретных геополитических целей.

Что же касается специализированной периодики,следует отметить, что она содержит большое количество разнообразных типов изданий. Наибольший интерес представляют те, которые распространяются среди больших коллективов людей, объединенных общей профессиональной и трудовой деятельностью. Это, к примеру, деловые издания, заводская печать, пресса профсоюзов и военная печать. У каждой из этих категорий изданий есть, естественно, свои особенности и отличительные признаки, однако очень многое их объединяет. Прежде всего — возможность дифференцированно влиять на различные группы читателей. Так, специализированные издания, сосредоточившие внимание преимущественно на вопросах науки и техники, выделились из общей системы американской журналистики не сразу. В настоящее время в США издается около 20% всех выходящих в мире журналов этой категории. Научно-технические журналы распространяются зачастую не только внутри страны, но и за ее пределами; у многих имеются отделения или корреспонденты за рубежом. Они рассчитаны на сравнительно узкий круг специалистов и поэтому могут весьма четко ориентироваться в запросах читательской аудитории. Деловые издания, включающие множество типов, отличает высокая степень дифференциации, стремление наиболее эффективно оказывать влияние на читателя в соответствии со своими специфическими задачами. В условиях научно-технической революции быстрыми темпами растет число инженерно-технических работников и других специалистов, что также увеличивает контингент читателей подобных изданий. Охват читательской аудитории весьма значителен. В США только журналов бизнеса издается в пять раз больше, чем ежедневных газет общего типа. Кроме того, деловые издания распространяются в национальном масштабе, а не в региональном или местном, как газеты.

Значительный удельный вес в прессе США занимает так называемая заводская печать,издаваемая крупными промышленными компаниями для своих работников. Существует три направления коммуникаций в сфере предпринимательства: сверху вниз — от менеджмента к управляемым; снизу вверх — от управляемых к менеджменту; по горизонтали — между звеньями среднего менеджмента в целях координации производственной деятельности и сплочения коллектива в интересах компании. Особенно большую роль играют коммуникации сверху вниз. Письма администрации к рабочим, памятки и руководства, справочники, газеты и журналы для различных категорий рабочих и служащих — все это и многое другое позволяет оперативно влиять на общественное мнение, формировать его в нужном направлении.

Заводские газеты, как правило, выходят один или два раза в неделю и предназначаются для отдельных предприятий соответствующих корпораций. Журналы издаются центральным правлением компаний. Они выходят раз в месяц или в квартал и являются своеобразным связующим звеном между работниками всех предприятий данной компании.

Заслуживает особого упоминания такая важная категория периодических изданий США, как профсоюзная печать. Она возникла вместе с самим профсоюзным движением в первой половине XIX в. и быстро приобрела силу и размах. Рост тиражей и широкое распространение профсоюзных газет и журналов были связаны с усилением рабочего движения в стране. Эта взаимосвязь особенно видна в переломные моменты американского рабочего движения, в годы экономических кризисов и войн. Профсоюзы являются единственной организованной массовой силой рабочих и служащих США и пользуются значительным авторитетом. В 1980-е гг. неуклонно шла политизация профсоюзной печати. Это вызвано тем, что центр тяжести общественной активности все более переносился на политическую арену. В связи с этим перед газетами и журналами профессиональных союзов возникли новые задачи, что, в свою очередь, привело к новым формам их функционирования и предопределило тенденции дальнейшего развития.

Сейчас пресса профсоюзов представляет собой столь же мозаичную картину, как и все американское профсоюзное движение в целом. Большая часть печати, естественно, продолжает оставаться реформистской. Налицо два направления: правая ветвь профсоюзной прессы выступает, как правило, с позиций делового юнионизма и поиска компромисса с работодателями; левая профсоюзная печать стремится соединить рабочее движение с активной политической борьбой, не довольствуясь экономическими требованиями.

Теоретический орган крупнейшего профсоюзного объединения АФТ — КПП ежемесячник "Америкэн федерейшенист" ("Американский федералист"), основанный еще в 1894 г., — наиболее яркий представитель делового юнионизма. В отражении вопросов внешней политики это издание следует в русле поддержки правительственных инициатив, независимо от того, какая администрация находится у власти — республиканская или демократическая. Ряд отраслевых профсоюзов довольно часто находится в оппозиции правящим группировкам. Особое положение занимает местная профсоюзная печать. Эти издания имеют разную периодичность и распространяются, как правило, в масштабе штата, округа, города. Произошла переориентация читателей с профсоюзной прессы на заводскую. Политизация коснулась, например, многотиражки "Форд уоркер" ("Рабочий Форда"), газеты "Портлайт" ("Портовый огонь"), распространяемой среди портовиков Нью-Йорка, газеты "Спарк-глаг" ("Запальная свеча") (автомобилестроительные заводы компании "Дженерал моторе") и других изданий.

Помимо чисто профсоюзных средств на содержание профсоюзной печати иногда перечисляются по различным каналам и правительственные ассигнования, и денежные средства различных фондов, например Фонда в поддержку демократии, основанного по инициативе Р. Рейгана. Профсоюзная печать теряет былую мощь, хотя пока еще является действенным инструментом формирования общественного мнения.

Значимое место в системе специализированной печатной журналистики США занимает военная печать. США имеет самую мощную в мире сеть военной печати. Здесь каждое 20-е периодическое издание, в том числе каждая 12-я газета, относится к разряду военных. Большое количество журналов издается различными военизированными обществами, ассоциациями и группами. Около 50 рассчитано на ветеранов. Кроме того, выпускается значительное число военных газет, относящихся к так называемой полевой печати, общий тираж которой закладывается из расчета 1 экз. на 2—3 военнослужащих. Крупнейшая официальная военная газета в США — "Старз энд страйпе" ("Звезды и полосы") — издается значительным тиражом и распространяется в десятках стран. Если в конце 1980-х гг. выпускалось более 1,5 тыс.

военных изданий, то ныне в распоряжении американских военных около 1,9 тыс. периодических изданий, в том числе 366 журналов и 1038 газет, разовый тираж которых свыше 12 млн экз., более 300 радиотелевизионных станций, ряд киностудий, ежегодно выпускающих в прокат 1100 кинофильмов.

Кроме того, редакции чисто гражданских изданий имеют в своем штате журналистов, занимающихся исключительно военной тематикой. Л наиболее крупные издания выделили специальных представителей для связи с министерством обороны. Пропагандистские службы Пентагона и вооруженных сил регулярно снабжают массовые издания тенденциозными материалами. Военная печать является одним из звеньев информационно-пропагандистской машины Пентагона, и ее функционирование нужно рассматривать в контексте деятельности политико-идеологических структур.

В последние годы произошли серьезные изменения в освещении американскими СМИ военных конфликтов, в которые США втянуты перманентно. Выделяются следующие группы журналистов, освещающие военные конфликты:

— журналисты — комбатанты(офицеры, работающие в военных СМИ;

- журналисты — некомбатанты(сотрудники гражданских СМИ);

"включенные" журналисты(сотрудники гражданских СМИ, прошедшие специальную подготовку и имеющие право работать непосредственно в частях, на кораблях и в соединениях).

Изменилась и сама работа журналистов в войсках.

Картина будет неполной, если не сказать о влиянии на прессу разведывательного сообщества США. Как известно, ЦРУ, РУМО, ФБР, АНБ и другие спецслужбы поддерживают самые тесные контакты с прессой, используют журналистов для тайных операций. Если говорить о тематике выступлений печати, посвященных деятельности американских разведчиков, то здесь можно встретить все: от серьезных, вдумчивых работ до низкопробных детективов, прославляющих похождения современных джеймсов бондов. Разведка США пользуется услугами ряда медийных организаций.

Американская сеть связи уже во второй половине 1980-х гг. стала самой сложной и разветвленной в мире, соединяя людей и машины, передавала не только телефонные разговоры, но и разные виды другой информации: данные ЭВМ, телевизионные программы и т.д. Это "умная сеть", главное звено между американским обществом и веком информации. Диапазон применения компьютеров, связанных с телекоммуникационными системами, возрастает еще больше. В распоряжении потребителей находится информация, содержащаяся 3 тыс. электронных библиотек и находящаяся в условиях уже практически существующих глобального и постоянно увеличивающегося фонда информации и глобальной телекоммуникационной системы, которую отличает высокая надежность.

Как считает профессор Гарвардского университета Гари Оррен, "появление новых средств коммуникации ведет не к уменьшению, а к увеличению разнообразия массмедиа. Так же, как печатная продукция не исчезла с появлением радиовещания и телевидения, мы можем ожидать, что газеты и журналы будут сосуществовать с новыми средствами коммуникации, такими, как электронная почтовая связь между компьютерами или система телетекст, которая передает на телевизионные экраны текстовую и графическую информацию. Вскоре новые средства дополнят, но не заменят многообразную систему средств информации, которая существует сегодня".


0390346019238497.html
0390400724439901.html
    PR.RU™