Понятие, сущность и признаки правового государства и гражданского общества

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое государство».

Правовое государство– это государство, ограниченное в своих действиях правом, государство, защищающее права и свободы граждан и подчиняющееся воле народа, выражаемой на периодически проводимых свободных и демократических выборах.

Правовое государство и его органы должны оградить человека от возможного государственного террора, насилия над свободой совести, мелочной опеки со стороны органов управления в развитии хозяйственной деятельности, гарантировать индивидуальную мировоззренческую свободу и основополагающие права личности. Такое государство ограничено в своих действиях нормами права, оно не может поступать так, как ему заблагорассудится, оно должно подчиняться воле суверенного народа, которую он высказывает на свободных выборах, и передавать власть в руки политических сил, одержавших на них победу. В правовом государстве при регулировании гражданских отношений действует принцип: «Разрешено все то, что не запрещено законом». Метод дозволения применяется в нём лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах формально зафиксированных полномочий. Независимый суд такого государства призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, и распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.

Концепция правового государства в основополагающих чертах сложилась в XVII-XIX вв. в работах Дж.Локка, Ш.Монтескье, И.Канта, Т.Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в начале XIX в. в трудах немецких юристов – Т.К.Велькера, Р.фон Моля и других.

Гражданское обществов узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга.Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество – продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество – это совокупность социально-экономических отношений и разнообразных институтов, в том числе политических, функционирующих независимо от государства и способных оказывать воздействие на него; общество автономных индивидов и автономных самоорганизующихся социальных субъектов, сотрудничающих или противостоящих государству и не находящихся в вертикальной зависимости друг от друга. Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых дуг от друга и от государства индивидов.



Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:

1) наличие развитого гражданского общества;

2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

3) мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;

4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер;

7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой обязательны для всех;

8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено все то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного – формально зафиксированных полномочий;

9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.


0391224345444556.html
0391266298371144.html
    PR.RU™