СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АВТОРИТАРНОСТЬ - характеристика личности, отражающая ее тенденцию подчинять в максимальной степени партнеров по взаимодействию и обще­нию.

АВТОРИТЕТ - признание за индиви­дом права на принятие ответственных решений в условиях совместной дея­тельности.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - чрез­мерная выраженность отдельных черт характера, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с патоло­гией личности.

АЛЬТРУИЗМ — ориентация личности на интересы других людей. АППЕРЦЕПЦИЯ - зависимость вос­приятия от прошлого опыта и инди­видуальных особенностей человека, содержания его психической деятель­ности.

АТТРАКЦИЯ — привлекательность од­ного человека для другого (других).

АФФЕКТ — относительно кратковре­менное, но исключительно сильное пе­реживание (эмоциональное состояние), вызываемое резким изменением важ­ных для субъекта жизненных обстоя­тельств, сопровождаемое двигательны­ми проявлениями и изменениями в функционировании внутренних орга­нов.

ВНУШАЕМОСТЬ - способность чело­века стать на позицию другого субъек­та, преодолевая свой эгоцентризм.

ИНДИВИД — 1) человек как единич­ное природное существо, представитель человеческого рода, носитель индиви­дуально своеобразных черт; 2) отдель­ный представитель человеческой общ­ности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственном поведением и деятельностью.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - уподобление, отождествляемость субъекта с кем-либо или чем-либо.

ИММАНЕНТНОЕ - внутренне прису­щее качество объекта, обусловленное его природой.

ИНТЕГРАЛЬНОЕ - объединяющее в одно целое.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ -стойкая уверенность человека в своей социальной дефектности.

КОНТРОВЕРЗА - противопоставле­ние, противодействие; высказывание или мнение, противоречащее чему-то.

КУМУЛЯЦИЯ - суммирование много­кратных действий.

ОНТОГЕНЕЗ — индивидуальное разви­тие живого существа.

ПАРЦИАЛЬНОЕ - частичное, отдель­ное.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ - идеальная представленность индивида в жизнеде­ятельности других людей, имеющая ха­рактер преобразования их интеллекту­альной и эмоциональной сферы, поведения и деятельности.

ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ - сла­бые формы психических расстройств, возникающее на границе между психи­ческим здоровьем и выраженной пато­логией.

ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД - возрас­тной этап, соответствующий периоду полового созревания. РЕСПОНДЕНТ - лицо, отвечающее на вопросы социологических анкет, оп­росников и т.п.

РЕФЕРЕНТНОСТЬ - свойство инди­вида, позволяющее ему выступать эта­лоном, с которым другие люди соотно­сят свое поведение, в том случае, если он для них значим; избирательность при определении субъектом своих ориентаций (мнений, позиций, оценок), определяемая значимостью для него ориентации другого человека или груп­пы лиц (референтная группа).



РЕФЛЕКСИЯ - самопознание челове­ком психических актов и состояний.

РОЛЬ — соответствующий принятым нормам способ поведения человека, за­висящий от его положения в обществе.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и резуль­тат усвоения и воспроизводства соци­ального опыта, осуществляемый в дея­тельности и общении, протекающий как стихийно, так и в условиях воспи­тания.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - выбор человеком цели с учетом переживания успеха или неуспеха предшествующих действий; желаемый уровень самооцен­ки личности.

ФИЛОГЕНЕЗ — процесс историческо­го развития животных организмов, эво­люция рода, вида животных.

ФРУСТРАЦИЯ - психическое состоя­ние, вызванное объективно непреодо­лимыми (или субъективно так воспри­нимаемыми) трудностями на пути к решению значимых для человека задач.

ЭМПАТИЯ - постижение индивидом эмоциональных состояний других лю­дей, проникновение в их переживания.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984.

Андреева Г.М, Социальная психология. — М., 1988.

Блонский ПЛ. Избранные психологические произведения. — М., 1964.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М„ 1982. - Т. 1, 2.

Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.

Зинченко ВЛ., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., 1994.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. — M.-JL, 1932.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983.

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 ч. - М, 1963; 1970.

Павлов ИЛ. Поли. собр. соч. 2-е изд. - М.-Л., 1951. - Т. 3. Кн. 1, 2.

Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М., 1984.

Петровский А.В., Ярошевский М.Т. История психологии. — М., 1994.

Петровский ВА. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М.—Л., 1932.

Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М, 1989.

Сеченов И.М. Избр. философские и психологические произведения. — М., 1947.

Теплое Б,М, Проблемы индивидуальных различий. — М, 1961.

Фрейд 3, Лекции по введению в психоанализ. — М., 1989.

Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. 2-е изд. — М., 1974.


0394742781454219.html
0394773961537001.html
    PR.RU™