ФЕЙЕРБАХ Л. СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА

Л.Фейербах (1804-1872) - немецкий философ, предтеча немецкой философской антропологии, основатель антропологического материализма. Реформа философии, которую он произвел, заключалась в создании «философии человека, то есть антропологии». Приняв человека за исходную точку философского анализа, он пришел к материалистическому пониманию природы и просветительскому атеизму. Л. Фейербах считал сущность человека природно-телесной, выводя из нее отношения между людьми (Я - Ты), которые имели характер кровного родства или полового диморфизма (отношения мужа и жены, мужчины и женщины), душу человека (разум, волю, чувства) и его дух.

По Л.Фейербаху различия между человеком и животным являются различиями не качества, а количества: «Человек отличается от животных только тем, что он - живая превосходная степень (выделено мной - И.С.) сенсуализма, всечувственнейшее и всечувствительнейшее существо в мире». Неприятие Л.Фейербахом гегелевской спиритуализации человека было столь велико, что он даже дух считал детерминированным человеческой телесностью: «Ведь дух развивается вместе с телом, с человеком вообще; он связан с чувствами, с головой, с телесными органами вообще; оттуда же, откуда череп, откуда мозг, оттуда же и дух, откуда орган, оттуда его функция; ибо как можно одно отделять от другого. Следовательно, если череп, если мозг - от природы, ее продукт, то так же точно и дух». В связи с биологизаторским пониманием человека, его сущности учение Л. Фейербаха о человеке можно отнести к направлению соматизма (от др.-греч. soma - тело).

Большое место в философском творчестве Л. Фейербаха занимает критика религии, в частности, христианства, и создание новой светской религии любви человека к человеку. Еще в 1830 г. философ, через два года после окончания Берлинского университета, написал работу «Мысли о смерти и бессмертии», где отстаивал идею смертности души, выступая, таким образом, против религиозного представления о душе. В 1841г. он написал работу «Сущность христианства», в которой обосновал идею антропологической сущности религии и подверг критике богословскую сущность религии. Утверждая, что сущность человека выражается в его свойствах, он считал сущностью религии сущность человека, такие его сущностные силы как стремление к бессмертию, любви, счастью, надежду, веру и т.д. Л.Фейербах утверждал, что религия представляет собой отчуждение сущности человека: «…Бог есть то, в чем человек нуждается для своего существования…».

Н.А. Бердяев писал о Л.Фейербахе, что «он поставил проблему человека в центре философии и утверждал человечность философии. Он хотел поворота к конкретному человеку. Он искал не объект, а «ты». Он учил, что человек сотворил Бога по своему образу и подобию своей высшей природы. Это была вывернутая наизнанку христианская истина». Вместе с тем Н.А. Бердяев указывал на то, что принижение Бога оборачивается у Л.Фейербаха возвеличением обожествлением человека, а это в свою очередь может приводить к культу личности: «Однако гуманизм завершился самообожествлением человека, отрицанием Бога. И тогда образ человека, который есть образ Бога, начал распадаться. Гуманизм перешел в антигуманизм. Мы это видим у Маркса и Ницше».



Философия Л.Фейербаха оказала большое воздействие на формирование мировоззрения К.Маркса и Ф.Энгельса, которые благодаря ей отказались от приверженности гегелевской философии и разработали диалектический материализм и материалистическое понимание истории.

Для изучения студентов избрано Введение к работе Л.Фейербаха «Сущность христианства», которое включает две главы: общая сущность человека и общая сущность религии.

Вопросы для конспектирования:

1. В чем, с точки зрения Л.Фейербаха, заключается существенное отличие человека от животного? Каковы родовые свойства человека?

2. Каким образом Л.Фейербах аргументирует свою идею о том, что каждый человек «заключает в себе своего бога, свою высшую сущность?»

3. Как связан сенсуализм Л. Фейербаха с его утверждением о том, что «сущность бога есть не что иное, как сущность чувства»?

4. Чем различаются чувственный объект и религиозный объект и что следует из этого различия?

5. Как Л. Фейербах определяет религию? С чем он связывает возникновение религии и в чем заключается, по его мнению, исторический прогресс религии?

6. В чем суть определения философом божественной сущности как объективированной сущности человека?

7. Существует ли различие между богом самим по себе и богом для меня? Как решал этот вопрос скептицизм и как решал его Л.Фейербах?

8. Каково соотношение субъекта и его предикатов? Каким образом оно связывается с трактовкой Л. Фейербахом религии как сущности человека?

9. Как обнаруживается тождество субъекта и предикатов в истории религии? С чем философ связывает развитие религии?

10. Как трактует Бога теология и предшествующая философия и философия Л.Фейербаха?

11. Как Вы понимаете идею Л.Фейербаха о том, что «у религии нет собственного, особого содержания»?

12. В чем заключается тайна «неисчерпаемого источника божественных свойств»?

13. В чем, по Л.Фейербаху, заключается отчуждение сущности человека в Боге?

14. Как Вы понимаете идею Л.Фейербаха о том, что религия отнимает у человека все хорошие качества? Какой смысл имеет представление религии «об основной испорченности человека»?

15. В чем, по Л.Фейербаху, заключается тайна религии?

16. Какова диалектика отделения и присвоения по отношению к Богу и человеку?

17. Каков общий путь развития религии?

Литература

1. Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избр.филос.произв.: В 2 т.Т.II. - М., 1955.

2. Быховский Б.Э. Людвиг Фейербах. - М., 1967.

3. Мееровский Б.В. 100-летие выхода в свет работы Ф.Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" // Философские науки. - 1987. - № 2.

4. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. - Екатеринбург, 1993.

5. Булгаков С.Н. Религия человекобожия у Л.Фейербаха. К.Маркс как религиозный тип (его отношение к религии человекобожия Л.Фейербаха) // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. Т.2. - М., 1993.

6. Гулыга А. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

7. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. - М., 1976.

8. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. - М., 1989.

МАРКС К. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА (РАЗДЕЛЫ: ОТЧУЖДЕННЫЙ ТРУД. КОММУНИЗМ)


0395248108140455.html
0395284693057298.html
    PR.RU™